Мое творчество
Среда, 01.05.2024, 17:48
Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 21

Мини-чат
500

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » Метры, стопы и размеры
    06:48
    Метры, стопы и размеры

    РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

    МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

    СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее  единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).


    ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

    ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

    ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

    АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными  стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и  3-стопный (с сер. 19 в.).

    АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

    Хорей

    Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - ), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски  ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

    В небе тают облака,
    И, лучистая на зное,
    В искрах катится река,
    Словно зеркало стальное.

    ! - ! - ! - !

    ! - ! - ! - ! -

    ! - ! - ! - !

    ! - ! - ! - ! -

    Ночевала тучка золотая
    На груди утеса-великана;
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя...

    ! - ! - ! - ! - ! -

    ! - ! - ! - ! - ! -

    ! - ! - ! - ! - ! -

    ! - ! - ! - ! - ! -

    Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

    Ямб

    Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
    Смотрю и я, как бы живой,
    На эти дремлющие воды

    - ! - ! - ! - !

    - ! - ! - ! - ! -

    - ! - ! - ! - !

    - ! - ! - ! - ! -

    Вот холм лесистый, над которым часто
    Я сиживал недвижим - и глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны...

    - ! - ! - ! - ! - ! -

    - ! - ! - ! - ! - !

    - ! - ! - ! - ! - ! -

    - ! - ! - ! - ! - ! -

    Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

    Дактиль

    Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

    Как хорошо ты, о море ночное,-
    Здесь лучезарно, там сизо-темно...
    В лунном сиянии, словно живое,
    Ходит и дышит, и блещет оно.

    ! - - ! - - ! - - ! -

    ! - - ! - - ! - - !

    ! - - ! - - ! - - ! -

    ! - - ! - - ! - - !

    Ранними летними росами
    Выйдем мы в поле гулять.
    Будем звенящими косами
    Сочные травы срезать!

    ! - - ! - - ! - -

    ! - - ! - - !

    ! - - ! - - ! - -

    ! - - ! - - !

    Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

    Амфибрахий

    Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. В песчаных степях аравийской земли

    Три гордые пальмы высоко росли

    - ! - - ! - - ! - - !

    - ! - - ! - - ! - - !

    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом цариц.

    - ! - - ! - - ! -

    - ! - - ! - - !

    - ! - - ! - - ! -

    - ! - - ! - - !

    Амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

    Анапест

    Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.

    - - ! - - ! - - ! -

    - - ! - - ! - - !

    - - ! - - ! - - ! -

    - - ! - - ! - - !

    Ночь холодная мутно глядит
    Под рогожу кибитки моей,
    Под полозьями поле скрипит,
    Под дугой колокольчик звенит,
    А ямщик погоняет коней.

    - - ! - - ! - - !

    - - ! - - ! - - !

    - - ! - - ! - - !

    - - ! - - ! - - !

    - - ! - - ! - - !

    Анапест - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночн Ой завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
    Просмотров: 378 | Добавил: Samtakoy | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]