Мое творчество
Среда, 01.05.2024, 20:14
Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 21

Мини-чат
500

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Главная » 2013 » Январь » 11 » Разновидности стихотворений
    15:13
    Разновидности стихотворений
    Разновидности стихотворений
    Акростих
    За термином акростих скрывается достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.

    Лазурный день
    Угас, угас.
    Ночная тень
    Ах! Скрыла нас.

    Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).
    В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения  одного из наших авторов.

    Фиалка
    Абсолютно пустынная местность,
    Безымянные темные скалы...
    Вечной тенью покрыта окрестность,
    Где покрытые мхом перевалы
    Да долины имеют дыханье,
    Его звук слегка в воздухе разлит...
    Жизнь - пустое без смерти страданье,
    За страданьем - бессмертие манит...
    И не слышно ни строчки, ни слова,
    Красота пустоты завлекает,
    Лишь притянет - отбросит, и снова
    Меня тихо к себе подзывает.
    Но в пустыне я чую движенье,
    Одинокое, но непростое
    По долине немое круженье,
    Радость роста чего-то иного.
    Солнце светит особенно ярко,
    Так торжественно, так вдохновенно...
    У горы вырастает фиалка -
    Фиолетовая королева.
    Холод или тепло - без различья,
    Цвет не важен, важней радость роста,
    Что бывает в мильонах обличий...
    Шаг вперед сделать очень непросто:
    Щит незримый - как камень в ограде.
    Эх, быть может, все это - напрасно?
    Юркий ветер фиалку погладил -
    Я увидел, она так прекрасна...

    (Ясный Рассвет)

    Канава
    О, люди! Это вовсе не пустяК:
    Нетороплива, даже величавА,
    Корабликов бумажных караваН
    Несёт, хоть не вода в ней, а отравА,
    Природные законы все попраВ,
    Обычная вонючая канавА
    (Ясный Рассвет)

    Вольный стих

    Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная - речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве. Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах.

    При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи - его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать "сковывала", ибо существует такое явление как - вольный стих.

    Особенность такого стиха - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки  состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример:

    Позвольте... видите ль... сначала
    Цветистый луг; и я искала
    Траву
    Какую-то, не вспомню наяву

    В этом примере первые две строки - четырех- , третья - одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 - раздумье, 3 - припоминание, 4 - пояснение. И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе (знать, не так уж он и волен). И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример - Борис Заходер, отрывок из "Песни игрушек" ("Веселые картинки", N5 1986):

    Дети любят игрушки.
    Так все говорят!
    Ну а разве игрушки
    Не любят ребят?
    Очень любят!
    Души в них не чают!
    Жаль,
    Что это НЕ ВСЕ замечают!..

    Также очень часто вольный стих встречается в баснях ("Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т.д.")

    Смешанный стих

    У вольного стиха имеется одна особенная разновидность - стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:

    Давно в любви отрады мало:
    Без отзыва вздохи, без радости слезы;
    Что было сладко - горько стало,
    Осыпались розы, рассеялись грезы...

    В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.

    Верлибр

    Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя  размер,  упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным (фр. vers libre) - верлибром. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских (да и прочих иностранных) авторов.

    * * *
    Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
    напали на него все страны вселенной,
    Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
    не бывало.
    И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
    И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
    этого города.
    В каждом их слове и взгляде.

    (Уолт Уитмен (Walt Whitman), перевод К.Чуковского)

    В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к
    созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка (если
    это не касается твердых форм: сонетов и пр.), ибо любой язык обладает
    уникальной интонационной структурой, повторение которой в другом не будет иметь
    успеха. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид
    стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на
    верлибр (что и дало ему вторую жизнь). Ритмообразующим элементом в нем является
    троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в
    первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой
    последующей, без перестановок (хоть звуки могут быть разными). Таким стихом был
    написан древне-ирландский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников
    письменности.



    Белый стих



    Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от  канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр,  ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной  - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не  ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские  стилизации под  них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

    Наступило красно утро
    В середине где-то марта,
    А по тропочке средь леса
    Добрый молодец идет.
    Он ходил в далеки страны,
    Повидал немало дива
    И теперь спешит вот к дому
    Через десять целых лет.
    Соловьишка песнь выводит,
    Счет годам ведет кукушка,
    Ну а думы все Еремы
    К родной горнице летят...

    Стихи в прозе

    Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал:

    "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы
    носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня
    приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с
    которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу
    помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."
    Просмотров: 295 | Добавил: Samtakoy | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]